Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Модель взаимодействия "школа - детский сад - семья"
в целях сохранения здоровья обучающихся
«Навстречу друг другу»

Седегова Вера Васильевна,
руководитель службы ПСПС (руководитель авторского коллектива,
разработчик «продукта», представленного на конкурс)
Егорова Наталия Алексеевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
учитель информатики
 
Проблема обеспечения непрерывности дошкольного и начального образования является актуальной проблемой в период внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Это общественный договор муниципалитета, школы, обучающихся и их родителей. В договоре чётко прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса. Стандарт первого поколения был утверждён в 2004 году. По существу он был, прежде всего, стандартом содержания образования,  поскольку включал перечень тем, которые должен был изучить ученик по каждому предмету. ФГОС – новый стандарт, который нормирует все важнейшие стороны работы школы, определяет уклад школьной жизни. Как все мы знаем, сегодня государство определило единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, который позволит обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Этот путь -  модернизация и инновационное развитие. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства и со школьной скамьи.
В основе Стандарта лежит концепция духовно–нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника начальной школы:
  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации  собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и для окружающих образа жизни.
«Здоровье – это ещё не всё, но всё без здоровья – ничто», – гласит известный афоризм.
Вспомним притчу:
Жил был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уже умный, и он может это доказать. «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу: – «Что у меня в руках: живое или не живое?». Если он скажет: «не живое», я выпущу ее. Если он скажет: «живое», я ее задавлю, и он будет неправ».
Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или не живое?». «Все в твоих руках!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое здоровье — оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает тот образ жизни, который или обеспечит ему здоровье, или приведет к болезни. Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Идея здоровьесбережения учащихся в образовании – красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», ФГОС. Формирование здорового образа жизни должно происходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребёнка, освоением им новой социальной роли «ученик». Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение, укрепления здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т. д.
В связи с этим, возникает необходимость обобщения и анализа накопленного опыта, изменения отношения родителей, педагогов детских садов и школ к системе подготовке дошкольников к переходу из детского сада на новую школьную ступеньку образования. Так, например, многие родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Подчас родители не всегда могут осознать, готов ли их ребёнок к школе. Мы считаем, что только планомерная работа по преемственности детского сада и школы, с непосредственным включением родителей  в образовательный процесс, позволяет  достичь наилучших результатов.
Почему преемственность важна прежде всего на начальных ступенях образования – между детским садом и начальной школой? Потому, что именно на этих ступенях «закладывается зона отдалённого развития субъектов и творцов педагогического процесса – педагогов и детей». Л.С. Выгодский называл обучение школьников «реактивным» в отличие от «спонтанно-реактивного» обучения дошкольников, т.е. школьник обучается целиком по программе, предложенной ему взрослым, а дошкольник принимает её лишь в той мере, в какой она становится его собственной.
Как известно из педагогики, образование – это целостный педагогический процесс, осуществляющийся в интересах личности, общества, государства. Следовательно, целостность образовательной сферы относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. Подготовка детей к школе, качество их воспитания и обучения улучшатся только тогда, когда будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой.
Школа и детский сад как два смежных звена в системе образования. Неподготовленность ребёнка к новому социальному статусу влечёт за собой негативные последствия: в классе он испытывает дискомфорт, так как здесь меняется его социальная позиция, ребёнок включается в особый режим. Практика преемственности между семьей, дошкольным учреждением и школой еще не достигла уровня, когда ребенок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту.
         В многочисленных физиолого-гигиенических исследованиях, проведенных в последние годы, отмечается ухудшение функционального состояния организма первоклассника в процессе адаптации к учебной деятельности (М.В. Антропова, Г.В. Бородкина, Г.Г. Манке).
Между тем, общепризнано, что состояние здоровья - один из основных факторов, влияющих на длительность и успешность процесса адаптации к школе, а также на весь процесс дальнейшего обучения.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Появились программы по формированию здорового образа жизни, здоровьесберегающие технологии, проводятся беседы с родителями и детьми. Проходят оздоровительные досуги и спортивные развлечения, подвижные игры, дни здоровья, но проблема по-прежнему остается актуальной.
По наблюдениям ученых (С.Д. Поляков, C.B. Хрущев), в течение первой четверти число учащихся, имеющих нервно-психические отклонения, возрастает примерно на 14-16%, а к концу учебного года число таких детей увеличивается примерно на 20%.
Отмечается что, 20% детей 6-7 лет не готовы к обучению в школе; у 50% детей дошкольного возраста отмечены отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата; 30% детей имеют нарушения в сердечнососудистой и дыхательной системах; около 70% детей страдают от гиподинамии.
Е.А. Борейша отмечает, что среди практически здоровых детей 5-6-летнего возраста примерно 50% с минимальной церебральной недостаточностью, при этом наиболее встречающаяся у них дисфункция - общая моторная неловкость, нарушение мелкой моторики, астеноневротические проявления и дислалии, что не может не сказаться на успешности их адаптации.
По обобщенным данным последних лет, у 40% детей выявлены нарушения речевого развития, 45% имеют отклонения в физическом и нервно-психическом статусе, у 28 % — хронические заболевания. Прослеживается тенденция увеличения количества детей, отнесенных к группе риска школьной дезадаптации, В начальной школе их число составляет порядка 20 % , а средней — от 30 до 40%. Ведущим является физическая и психическая ослабленность, пониженная работоспособность, низкий темп деятельности и психосоциальная запущенность (Г.Ф.Кумарина).
Модель  взаимодействия, при котором учитываются такие условия, как информационно-коммуникативная среда, создание определенной инфраструктуры, организация форм совместной деятельности, предполагает, что в ре­зультате взаимодействия возрастет качество образовательной деятельности в области здоровья.
Концептуальной основой нашей педагогической модели взаимодействия школа – детский сад – семья по формированию основ здорового образа жизни является воспитание не только физически крепкого ребёнка, но и цельной личности с устойчивой нервной системой, готовой к успешной бытовой, трудовой и социальной адаптации к реальным условиям жизни, к интеграции в обществе.
Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет образовательного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. Педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание ребенка.
Противоречие сложившейся педагогической ситуации заключается в том, что при наличии общей цели – воспитания и развития личности, деятельность разных образовательных учреждений и семьи зачастую не согласована, что вызывает проблемы  в социализации ребенка.
Таким образом, сложившаяся ситуация создают необходимость самостоятельного педагогического исследования эффективных путей и условий формирования основ здорового образа жизни у детей во взаимодействии образовательных учреждений и семьи. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу нравственного поведения человека.
«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания; всякое же знание действует воспитательно». Л.Н. Толстой.
В течение нескольких лет мы ведём активную работу с педагогическим коллективом детского сада, вовлекая в процесс взаимодействия всех заинтересованных родителей, специалистов. Согласно плана психолого-педагогического сопровождения ежегодно у нас в школе проводится обследование первоклассников.
Цель диагностики: определение уровня готовности детей к школьному обучению, определение степени адаптации первоклассников в школьном социуме, выявление проблем, связанных со школой.
Мониторинг  психолого-педагогической оценки готовности к началу школьного обучения (методика Н. Семаго и М. Семаго) дает возможность увидеть готовность детей к регулярному обучению, умение работать по аналогии, развитие моторики, а также составить прогноз умственного потенциала учащихся и проблемы, с которыми ребенок пришел в школу. 
Экспресс-диагностика готовности  к обучению позволяет так же рассмотреть сформированность регуляторного компонента на начало обучения /
Анализируя сформированность регуляторного компонента деятельности учащихся первого класса к началу обучения в школе, можно сделать следующий вывод: процент первоклассников с проблемами сформироваанности эмоционально-волевой сферы увеличивается с каждым годом, это приводит к усугублению невротических и астенических синдромов. Такие первоклассники нуждаются в создании определенных условий в школе, коррекции эмоционально-волевой сферы и в индивидуальном подходе при организации образовательного процесса.
На сегодняшний день реалии жизни таковы, что увеличивается процент детей относящихся к группе риска в детских садах и общеобразовательных школах.
В связи с этим в подготовке к школе выделяется два блока:
  • общий (физическая, личностная, интеллектуальная подготовка);
  • специальный (подготовка к усвоению предметов курса начальной школы).
Подготовка к школе является одной из составных частей обеспечения преемственности между школьной, дошкольной системами образования. Одним из путей организации эффективного взаимодействия по обеспечению преемственности является взаимодействие дошкольного учреждения и школы. Но этого недостаточно. Подготовка детей к школе, качество их воспитания и обучения улучшатся только тогда, когда будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем модель взаимодействия школа - детский сад - семья, объединяющую усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья,  достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников.
Модель взаимодействия позволяет создать единое образовательное пространство, в котором каждый участник, являясь уникальным по своим целям, содержанию, методам и формам деятельности, дополняет других, вносит свой вклад в развитие личности и позитивной социализации ребенка.
Какие задачи мы решаем в таком взаимодействии?
− Установить преемственность в содержании и организации образовательного процесса детского сада и школы, сохраняя физическое и психическое здоровье детей.
− Развивать сотрудничество педагогов, детей и родителей.
− Создать условия для развития творческих способностей детей.
За счет чего достигается преемственность детского сада и школы?
Во-первых, преемственность между детским садом и школой достигается за счет изучения педагогами и воспитателями программы обучения и воспитания каждого учреждения.
Во-вторых, совместное планирование посещения занятий и уроков, обмен опытом, дискуссии, участие педагогов и воспитателей в Малых педагогических советах, совместных консилиумах по вопросам готовности к обучению и адаптации в начальной школе, апробирование новых технологий, методик обучения, воспитания и многое другое – все это позволяет выработать единый подход к развитию ребенка на основе соблюдения преемственности. Так, в детском саду воспитатели проводят собрание «Готовность ребёнка к обучению в школе» с привлечением учителей. В школе проводится День открытых дверей для родителей будущих первоклассников, встречи с социальным педагогом и психологом, консультирование по решению проблем в воспитании и организационное собрание.
В-третьих, личностно-ориентированный подход проявляется и в соблюдении преемственности логопедической работы детского сада и начальной школы, что дает положительный результат: ребенок становится успешным, повышается мотивация к обучению, развивается уверенность в своих силах.
А где же родители?
Совместно с родителями планируются мероприятия, направленные на укрепления здоровья детей, в которых родители и организаторы, и активные участники, тем самым являясь образцом для подражания. Так, например, осенью проводятся спортивные соревнования, где в разновозрастных командах участвуют ученики 1 класса и дети детского сада.
Разделяя взгляды исследователей по психолого-педагогическим проблемам, мы считаем, что "правильная" подготовка должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка. Так, например, родители принимают активное участие во всех праздниках: одни - в роли героев сказки, другие – в роли организаторов, помощников, третьи – в роли экспертов и спонсоров. Совместное творчество семьи  и образовательных учреждений в учении, в воспитательных мероприятиях, походах, конкурсах, собраниях,  проблемных семинарах - это залог выработки единых подходов на социализацию личности.
Модель взаимодействия формирует осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
 
Какое влияние оказывает взаимодействие субъектов образовательного процесса при соблюдении преемственности на результаты перехода дошкольника в начальную школу?
  • сохраняется уровень здоровья учащихся;
  • адаптация первоклассников в школьную жизнь проходит легче;
  • повышается мотивация к обучению.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования  являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования.
Основная задача школы – это задача овладения ребёнком учебной деятельностью. Начальная школа не выполнит своей задачи, если обучит ребёнка только читать, писать, считать. Задача современной школы более глобальна – научить детей учиться, т.е. продуктивно работать с информацией. Этот навык должен выносить ребёнок из начальной школы как основное достижение, так как этот навык поможет ребёнку оставаться успешным учеником и в среднем, и в старшем звене. Только умея получать удовольствие от общения с новой информацией, ученик может быть успешен, продолжая обучение в течение всей своей сознательной жизни.
Именно сотрудничество с семьей, использование ее потенциала, позволяет добиться ранней позитивной социализации и высокого уровня обучения детей в школе.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (далее УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умению учиться.
Критериями сформированности УУД у учащихся выступают:
  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.
Возрастно-психологические нормативы формулируются для каждого из видов УУД с учетом стадиальности их развития.
  Анализ результатов обследования готовности  детей к регулярному обучению подтверждают результативность взаимодействия школа - детский сад – родители. Компонент готовности  влияет на состояние адаптации детей в школьном социуме, что в дальнейшем отражается на состоянии здоровья обучающихся.
Переход от условий воспитания в семье и дошкольных учреждениях к качественно иной атмосфере школьного обучения, складывающейся из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузок, предъявляет новые, более сложные требования к личности ребенка и его интеллектуальным возможностям.
Анализ результатов также подтверждает результативность программы «Навстречу друг другу». Школьная дезадаптация - это социально-психологический процесс отклонений в развитии способностей ребенка к успешному овладению знаниями и умениями, навыками активного общения и взаимодействия в продуктивной коллективной учебной деятельности, т.е. это нарушение системы отношений ребенка с собой, с другими и с миром, а значит ведет за собой и состояние нездоровья.
 Невротические и неврозоподобные расстройства нервно-психической сферы встречаются, как правило, не изолированно, а в различных сочетаниях. Наиболее часто они проявляются в виде заикания, непроизвольного подергивания век, мышц лица, шеи, ночного недержания мочи, нарушения сна. Благоприятной почвой, на которой они возникают, является ослабленная нервная система. Поэтому не случайно ученики обычно бывают вялыми, плаксивыми, раздражительными, часто с пониженным фоном настроения. А это в  значительной степени затрудняет их познавательную деятельность. Анализ параметров помогает определить круг проблем первоклассника и помочь в организации коррекционно-развивающей работе с детьми.
Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника и младшего школьника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создаёт фундамент культуры здорового образа жизни, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки здоровьесберегающего характера.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»